Добрый день, уважаемые коллеги, участники конференции!
Примите мои самые искренние поздравления с Новым 2018 годом!
Желаю, чтобы этот год стал плодотворным и интересным для всех работников образования ж, чтобы те цели и задачи, которые мы поставили перед собой, были достигнуты и выполнены!
Одной из важнейшей составляющей частей политики Казахстана на новом этапе является воспитание развитой конкурентоспособной личности, что возлагает большую ответственность на систему образования, в первую очередь, на нас, педагогов.
Школа - гимназия №1- школа нового типа, работающая в инновационном режиме развития. Основной принцип работы педагогического коллектива школы - это развитие одаренности как средство реализации индивидуальности личности.
Одним из приоритетных направлений работы школы сегодня является создание системы поддержки талантливых детей. Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов.
В школе разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети», в которой разработан план конкретных мероприятий, определены сроки и ответственные.
Коллектив школы-гимназии на протяжении долгого времени обеспечивает устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
Работа с одаренными детьми в школе ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных (академических и интеллектуальных), информационных и коммуникативных компетенций через:
1. Предпрофильное обучение
2. Индивидуальную работу (консультации)
3. Массовое участие в различных предметных и внеклассных конкурсах различных уровней
4. Интеллектуальные игры
5. Развитие проектных методов
6. Широкое использование компьютерной техники и Интернета
7. Создание портфолио учащихся.
8. Чествование призеров и победителей на общешкольной линейке, родительских собраниях.
За последние годы, в рамках модернизации, удалось значительно обновить учебно-материальную базу школы, (интерактивные доски, компьютеры, документ камера, ноутбуки, системы интерактивного голосования), что позволяет качественно организовать учебный процесс и в значительной мере выявить наклонности, способности и интересы учащихся начиная с младшего возраста. Педагогический коллектив осознаёт, что нельзя работать с одарёнными детьми без укрепления материально-технической базы.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно - исследовательской деятельности. Свои проекты дети создают и во внеурочное время.
Учителя используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Такая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по математике, химии, физике, биологии, географии с использованием мультимедийных средств обучения.
В школе действует научный совет и ученическое научно- исследовательское общество «Аль Бируни», созданное с целью экспертизы одарённости детей, развития их способностей, повышения социального статуса знаний и ориентации на выбор профессии. Для осуществления деятельности научного общества в школе разработана нормативно-правовая база: Положение о НОУ, концепция организации исследовательской деятельности обучающихся в рамках работы УНИО "Аль Бируни", устав УНИО "Аль Бируни", учебная программа УНИО "Аль Бируни".
УНИО "Аль Бируни" (НОУ) обеспечивает раннее развитие научных интересов и вовлечение школьников в исследовательскую деятельность с точки зрения технологии ОТСМ - ТРИЗ (общая теория сильного мышления-теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером), начиная с начального звена.
В рамках работы УНИО (ученическое научное исследовательское общество) «Аль Бируни» наши ребята принимают участие в районных, областных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях в г.Кокшетау, г.Караганды, г. Павлодаре и г. Алматы и т.д. Участие и победы в этих -мероприятиях стали традиционными, так как участники неоднократно занимают призовые места. Ведь таким образом дети приобретают опыт, пользуясь спортивным термином - тренируются, развивают интеллектуальные способности. Несомненно одарённый ученик- лидер олимпиадного движения.
Одно из основных направлений работы с одаренными учащимися - это олимпиадное движение. Основными целями и задачами, которого являются развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности, выявление и поощрение одаренных школьников и творчески работающих учителей.
Учитывая индивидуальные возможности учащихся в школе созданы и работают кружки, секции художественной, эстетической и военно- спортивной направленности, дебатное движение. Ребята, регулярно занимающиеся в клубах по интересам, добиваются высоких результатов.
В течение учебного года в нашей школе проходят предметные недели. Это позволяет учащимся проявить свои интеллектуальные способности, а учителям - представить широкий спектр форм внеклассной работы по предмету. Для развития одаренных обучающихся широко используются информационные технологии. Интернет-технологии открывают доступ обучающимся и учителям к необходимой современной информации, предоставляют возможность поучаствовать в дистанционных олимпиадах, конференциях, проектах. Расширяется спектр дистанционных мероприятий, в которых принимают участие обучающиеся.
Школа тесно сотрудничает с внешкольными, дошкольными организациями, средне-специальными и высшими учебными заведениями. Работники СсУЗов, ВУЗов дают консультации, рецензии на работы, а в некоторых случаях заочно руководят работой учащихся, учащиеся проводят опыты в школьных лабораториях.
Так, с 2012 года школа /гимназия №1 стала пилотной по внедрению и трансляции опыта «Назарбаев Интеллектуальные школы. Участие в данном проекте дало новый импульс в педагогическом творчестве, позволило наметить перспективы развития школы, определило для всех педагогов нашей школы новые современные функциональные задачи. Важнейшую роль в их выполнении, безусловно, принадлежит индивидуальным профессиональным качествам каждого педагога.
Сегодня в школе-гимназии работает 65 учителей. Достаточно творческий, активный и новаторский коллектив единомышленников, объединён общими задачами в целеустремлённую команду. С целью повышения психологопедагогической компетентности, педагогов по вопросам организации работы с одаренными детьми в школе функционирует проблемная группа «Организация работы с одарёнными детьми». На заседаниях группы проводится подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений, творческие задания и задания повышенной сложности и др.). В течение года осуществляется сбор информации и материалов по всем аспектам работы педагогов с одаренными детьми, дважды в год проводится обновление Банка данных одаренных детей. Так на конец прошлого учебного года в Банке одаренных числилось 280 человек, что составляет 40,2% от общего количества учащихся школы. В соответствии с базой данных были определены наставники одарённых детей, которые составили индивидуальные планы работы с одарёнными детьми, которые были выполнены в полном объёме в течение учебного года.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.
Администрацией школы в рамках внутришкольного контроля уделяется большое внимание контролю за организацией работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию к обучению. Так в этом учебном году на контроль были поставлены следующие вопросы:
-Контроль за системой работы педагогов по развитию образовательного потенциала учащихся;
Мониторинг результативности уроков, дополнительных и индивидуальных занятий, направленных на повышение качества образования;
Система работы педагогов по использованию проектной деятельности как формы межпредметной и надпредметной интеграции в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Семья имеет огромное значение для развития одаренности, поэтому так важна работа с родителями в этом направлении. 98 % родителей и обучающихся удовлетворены работой кружков, секций, студий. Результат связи между учебной и внеурочной деятельности — это не только полученные предметные знания, но и рост личности каждого ребёнка.
В работе с талантливыми учащимися наш педагогический коллектив руководствуется следующими принципами:
-принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
-принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;
принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
В Республиканскую книгу «Лучшие дети Казахстана» за высокие достижения в исследовательской деятельности, спорте неоднократно были внесены имена наших учеников.
Победы выпускников в областных и республиканских интеллектуальных конкурсах позволяют им обеспечить гранты на поступление в высшие учебные заведения.
Итоги ЕНТ имеют стабильную положительную динамику, средний балл по результатам тестирования - 93 балла из 140, все учащиеся (100%) набрали проходной балл для поступления в ВУЗы.
По итогам этого учебного года 100% выпускников школы поступили в ВУЗы, из них 65 % получили образовательные гранты в самых престижных ВУЗах страны и бюджет РФ. Гордостью школы стали выпускники, обучающиеся в дальнем зарубежье.
В целом, можно отметить, что в школе сложилась определённая система работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно- познавательной деятельности. Работа педагогического коллектива направлена на развитие интеллектуально-творческих, спортивных, организаторских способностей учащихся через различные формы и методы организации деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время.
В заключении хотелось бы процитировать Дени Дидро «Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он попадает мимо». Так вот она задача общества: поставить сто тысяч ворот, чтобы тот единственный гений, падающий с неба, не пролетел мимо. Кто как не педагог должен выполнить эту миссию!
Удачи Вам, уважаемые коллеги, в работе с нашими замечательными, способными, одарёнными и талантливыми детьми, творческого задора, новых педагогических идей и их воплощения в жизнь.