Признаки успешной адаптации первоклассников к школьной жизни охватывают несколько сфер: эмоциональную, социальную, познавательную и физическую. Вот ключевые признаки:
Познавательная адаптация
- Ребёнок проявляет интерес к учёбе.
- Может внимательно слушать учителя и выполнять задания по инструкции.
- Способен концентрироваться на уроке хотя бы 15–20 минут.
- Знает и соблюдает правила поведения на уроке (не перебивает, поднимает руку и т.д.).
- Умеет организовать рабочее место, соблюдает режим дня.
Эмоциональная адаптация
- Ребёнок идёт в школу без выраженного страха или сопротивления.
- Не испытывает частых стрессов, плаксивости, тревожности.
- Чувствует себя в школе уверенно и спокойно.
- Настроен позитивно по отношению к школе, учителю, одноклассникам.
Социальная адаптация
- Умеет взаимодействовать с одноклассниками (дружить, договариваться, играть).
- Принимает школьные правила, понимает роль учителя как взрослого-наставника.
- Адекватно реагирует на замечания, не конфликтует.
- Может работать в группе и следовать коллективным нормам.
Физическая адаптация
- Не испытывает чрезмерной усталости от школьного дня.
- Сохраняет работоспособность в течение всего урока.
- Не проявляет психосоматических реакций (головных болей, болей в животе, бессонницы и др.) без видимой причины.
Если адаптация проходит успешно , ребёнок уже через 1–2 месяца чувствует себя комфортно в школе, начинает справляться с основными требованиями и демонстрирует стабильное эмоциональное состояние.
Школьная СППС (служба психолого-педагогического сопровождения)
